27 мая 1923 года прошла первая в истории 24-часовая гонка в Ле Мане – “Гран-При на выносливость, или Кубок Рудж Уитворт”. На старт вышли 35 автомобилей. Победители – Андре Лагаш и Рене Леонар на автомобиле Chenard-Walker – проехали за сутки 2209 километров. Средняя скорость превысила 92 км/ч.
Идея устроить в Ле Мане 24-часовой марафон возникла в 1922 году. Трассу длиной 17,2 км тщательно огородили и проложили таким образом, чтобы она проходила через один из кварталов Ле Мана. Сейчас длина трассы Sarthe составляет 13,6 км. 4,8-километровая прямая Мюльсанн – один из самых быстрых участков гонки. На скоростных отрезках самые мощные болиды развивают скорость свыше 330 км/ч, что выше, чем в “Формуле-1”.
Большие скорости привели и к самой страшной трагедии в истории мирового автоспорта. В 1955 году Mercedes 300 SL врезался в трибуну, в результате чего погибли больше 80 зрителей.
В первые годы на трассе Ле Мана доминировали автомобили Bentley. С 1923 по 1930 год на их счету пять побед, в том числе три на счету тогдашнего совладельца фирмы Bentley миллионера Вулфа Барнато.
27 мая 1927 года прекратилось производство знаменитой “Жестянки Лиззи” – Ford Model T. За два десятилетия было выпущено 15 миллионов 7 тысяч 33 штуки – этот рекорд удалось побить только 17 февраля 1972 года VW Beetle.
Ford Model T была первой массовой машиной, доступной практически каждому американцу. Именно на производстве модели T Генри Форд внедрил конвейер, что позволило значительно снизить цену. В первый год производства – 1908-й – было продано всего шесть с небольшим тысяч штук по цене $850, а к 1915 году “Жестянка Лиззи” стоила всего $350. В 1923 году машин Ford-T было произведено и продано уже 2 миллиона.
Конструкция модели T отличалась простотой. Рама состояла из прямых лонжеронов, рессор было всего две. Бензиновый насос отсутствовал – топливо шло к карбюратору самотеком. От водяного насоса фирма Ford тоже отказалась – вода в системе охлаждения циркулировала благодаря разности температур – по принципу термосифона.
За 19 лет производства изменилась форма радиатора, крыльев и кузова. Вместо ацетиленового освещения появилось электрическое. На смену колесам с деревянными спицами пришли более легкие, с проволочными.
Сам Генри Форд говорил: “Я буду производить машины для массового покупателя, разработанные по лучшим проектам и сделанные из лучших материалов лучшими рабочими. Они будут такими дешевыми, что не найдется человека, который не мог бы позволить себе ее купить...”
27 мая 1909 года Русско-Балтийский вагонный завод в Риге выпустил первый автомобиль под маркой “Руссо-Балт”. Для организации производства автомобилей в Ригу пригласили бельгийского инженера Жюльена Поттера, работавшего в фирме Fondu. Он и спроектировал первую модель – “Руссо-Балт К 12/15”.
Несмотря на то, что конструктором был бельгиец, “Руссо-Балт” можно смело называть первым русским автомобилем. Иностранными были только карбюратор, магнето и подшипники. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 2,2 л развивал мощность 15 лошадиных сил.
В 1911-м “Руссо-Балт К” модернизировали: увеличили базу (с 2655 до 2855 мм) и мощность – до 20 л.с. В 1914-м сделали версию “К 12/24” с 24-сильным двигателем. Когда фронт стал приближаться к Риге, автомобильное производство здесь свернули.
Общее количество выпущенных РБВЗ автомобилей неизвестно. Было построено, по разным данным, от 600 до 1100 штук, из них больше всего (около 300) – машин серии К. Такой “Руссо-Балт” находился даже в гараже Николая II.
До наших дней сохранилось всего два экземпляра “Руссо-Балта”. Один находится в Москве, в Политехническом музее, другой выставлен в Риге.
Сегодня предпринимаются попытки возродить марку. На автосалоне в Женеве 2007 года показали концепт-кар Russo-Baltique Impression, построенный на узлах купе Mercedes CL63 AMG. В любом случае возрожденный “Руссо-Балт” не станет массовым автомобилем – компания будет производить 2-3 штуки в год.